вторник, 27 октября 2015 г.

Краудфандинг: новые схемы для стартапов в Беларуси

Для запуска оригинального бизнес-проекта в Беларуси сложно найти одного инвестора с миллионом долларов в кармане. Намного проще – 100 человек с $10 тыс. у каждого. А еще лучше и проще – если на проект скинутся по $100 десять тысяч человек.

Об этом заявила директор первой белорусской краудфандинговой площадки Ulej.by Ирина Сидорова на пресс-завтраке в бизнес-клубе Imaguru.

Сегодня белорусские банки с большой неохотой кредитуют новые бизнес-проекты. Особенно стартапы – начинающие IT-компании – ведь, по статистике, из десяти стартапов выходят на самоокупаемость два проекта, становится прибыльным – один. Да и ставки коммерческих кредитов запредельно высоки – 35-40% годовых. Все это заставляет искать новые технологии финансирования запускаемых бизнес-проектов.

В конце минувшей недели белорусские журналисты собрались на пресс-завтрак в бизнес-клубе Imaguru. В приглашении было указано, что на этом мероприятии представители «Белгазпромбанка» расскажут о запуске своего нового проекта Wikibank. Однако на самом деле большую часть пресс-завтрака его участники обсуждали такую модную сегодня технологию финансирования новых бизнес-проектов, как краудфандинг – народное финансирование (от англ. сrowd funding, сrowd – «толпа», funding – «финансирование») – коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы, как правило через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций.

Беседа пошла по несколько иному направлению по той причине, что на пресс-завтраке присутствовала Ирина Сидорова – директор первой белорусской краудфандинговой площадки Ulej.by. Она рассказала о реализованной в Ulej.by технологии сбора средств интернет-пользователей для реализации как стартапов, так и разного рода социальных проектов.

По ее словам, для запуска оригинального бизнес-проекта в Беларуси сложно найти одного инвестора с миллионом долларов в кармане. Намного проще – 100 человек с $10 тыс. у каждого. А еще лучше и проще – если на проект скинутся по $100 десять тысяч человек. Организовать такой сбор средств – «народное инвестирование» – проще и удобнее всего через интернет. Именно так Сидорова коротко пояснила суть венчурного инвестирования через краудфандинг.

Краудфандинг, как и многие другие бизнес-технологии, пришел сперва в Европу, а потом и в Беларусь из США. Там он с 2005 года активно используется для финансирования стартап-компаний и малого предпринимательства. А в апреле 2012 года Барак Обама подписал закон JOBS Act (Jumpstart Our Business Startups Act), позволяющий стартап-компаниям собирать до $1 млн посредством краудфандинга, без подачи бумаг и регистраций на продажу акций, как практиковалось ранее.

Но вернемся к проекту «Белгазпромбанка». Wikibank – это специальная онлайн-площадка которая дает белорусским предпринимателям возможность привлекать кредиты на развитие бизнеса напрямую от вкладчиков банка, а держателям депозитов – выбирать, на какой именно проект будут выделяться вложенные ими средства. Для вкладчиков кроме процентов по вкладу предусмотрены дополнительные плюсы в виде скидок и подарков.

Как рассказали публике представители «Белгазпромбанка», сегодня их банк уделяет повышенное внимание именно инструментам финансирования идей. Но со стороны все выглядело так, что банк просто решил использовать технологию краудфандинга, чтобы облегчить себе привлечение средств от мелких частных инвесторов. При этом бизнесмены все равно получают от банка именно кредиты, пусть и по меньшей процентной ставке (но все равно не ниже рынка). Проект, который решит привлечь инвестиции через Wikibank, должен будет заключить с банком кредитный договор, и вернуть привлеченную сумму придется со всеми процентами.

Кроме того, в отличие от классического краудфандинга, «Викибанк» не дает бизнесменам возможности отказаться от привлеченных средств в том случае, если при реализации проекта что-то пошло не так, как задумывалось. Как сказала зампредседателя правления «Белгазпромбанка» Елена Антони, это связано с законодательным требованиям гарантированного возврата средств вкладчикам. Поэтому пока главное преимущество Wikibank – то, что этот сервис позволит относительно точно сказать, какой бизнес считают востребованным вкладчики банка. И это даст банкирам понимание того, кого стоит кредитовать, а кого – нет.


Facebook комментарии