четверг, 30 апреля 2015 г.

Письмо министру транспорта и коммуникаций РБ Сиваку А.А.

Общественное объединение предпринимателей Могилевской области
212030, г. Могилев, ул. Ленинская,21, тел/факс 25-82-33, 25-88-41
e-mail: mop_kozlovskaya@tut.by, mop_tatiana@mail.ru
р/с 3015631030019 в ЗАО «Трастбанк» г. Минск, код. 153001288     УНН: 700836811



Министру транспорта и коммуникаций РБ Сиваку А.А.

В Верховный суд Республики Беларусь

В Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

Начальнику Управления предпринимательства Могилевского облисполкома
Красовскому В.М.

Председателю президиума СЮЛ «Республиканской
Конфедерации предпринимательства» Карягину В.Н.

Председателю Белорусского союза предпринимателей Калинину А.Ф.


                 «24» апреля 2015г. № 8
                 На №_______ от______________


О действии нормативных правовых
актов и предложениях по внесению
изменений в нормативные акты,
касающиеся международных перевозок грузов

         По инициативе Общественного объединения предпринимателей Могилевской области и при поддержке Управления предпринимательства Могилевского облисполкома 17 апреля 2015г. прошла встреча представителей бизнеса, занимающихся международными грузоперевозками с представителями государственных организаций: Экономического суда, Транспортной инспекции, Отделом по борьбе с контрабандой, ИМНС по Могилевской области и Могилевской областной ассоциацией БАМАП.
         В ходе данной встречи рассматривались проблемные вопросы, касающиеся применения не соразмерно огромных санкций на грузоперевозчиков при осуществлении ими международных грузоперевозок. Суть проблемы состоит в том, что при не правильном оформлении товаросопроводительных документов грузоотправителем на грузоперевозчика налагаются штрафные санкции на стоимость перевозимого груза и дополнительно выставляется еще и административный штраф. До момента погашения штрафных санкций машина с грузом находятся на штрафстоянке, организация-грузоперевозчик не может осуществлять свою деятельность и соответственно зарабатывать деньги на штрафы, и как следствие, если деятельность не осуществляется, организация-грузоперевозчик вынуждена увольнять водителей или отправлять их в бессрочный отпуск, что влечет прекращение уплаты налогов в бюджет.  Что в свою очередь отрицательно отражается на доходности бюджета.


Эта ситуация связана с излишними требованиями к международным автоперевозчикам, возникающими в связи с несоответствием отдельных норм законодательства Республики Беларусь международному законодательству.
Это несоответствие заключается в следующем. В соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956г. договор перевозки грузов автомобильным транспортом подтверждается составлением накладной, содержание сведений в которой должно соответствовать статье 6 КДПГ. Такой накладной является международная товарно-транспортная накладная «CMR» (далее – CMR-накладная). Однако,  при буквальном прочтении пункта 340 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 (далее - Правила), водитель, выполняющий международные автомобильные перевозки груза, дополнительно к СMR накладной, должен иметь товарно-транспортную накладную (ТТН-1), которая используется при о внутриреспубликанских перевозок грузов. В ст. 40 Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон) также указано, что «для выполнения автомобильной перевозки грузов товарного характера оформляется товарно-транспортная накладная». Для международных перевозок в соответствии с Конвенцией КДПГ и сложившейся практикой такой товарно-транспортной накладной является CMR-накладная.
Нормативные правовые акты (Закон, ст. 40 и Правила, п. 340) в действующей редакции работают с 2007 и 2008 года соответственно, но только лишь начиная с осени 2014 года таможенные органы при выполнении функций транспортного контроля стали усматривать при выполнении перевозки экспортного груза из и в Республику Беларусь в отсутствии оформленной ТТН-1 дополнительно к CMR-накладной признаки правонарушения, предусмотренного ст. 12.17 КоАП.
Законом предусмотрено, что грузоотправитель обеспечивает перевозчика грузосопроводительными документами (сертификатами соответствия, ветеринарным и фитосанитарным сертификатами, сертификатом происхождения товаров и т.п.). При этом, в силу статьи 41 Закона автомобильный перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов.
Вместе с тем, неправильно оформленные именно грузоотправителем документы,  или не представление необходимых сертификатов  на груз, влекут для перевозчика последствия, не соразмерные с тяжестью совершенного правонарушения, а именно, помимо штрафных санкций, – взыскание стоимости перевозимых товаров. Именно такие решения принимают экономические суды Республики Беларусь по ст. 12.17. КоАП Республики Беларусь. Такие же решения принимаются судами и при неточном оформлении грузосопроводительных документов (сертификата соответствия, ветеринарного и фитосанитарного сертификатов и иных документов, сопровождающих груз). Сложившаяся судебная практика негативно отражается на транзитной привлекательности Республики Беларусь, а также создает условия для роста напряженности в среде предпринимателей, т.к. фактическая конфискация перевозимого груза (взыскание его стоимости) по формальным признакам (ошибки формального характера в оформлении товаросопроводительных документов, не влекущие неуплату (неполную уплату) налогов, сборов и иных платежей в бюджет) ставит заказчиков перевозок экспортных грузов в условия, при которых ими принимаются решения об отказе перевозок по территории Беларуси, а автотранспортные предприятия Республики Беларусь - на грань банкротства.
Следует обратить внимание  на то обстоятельство, что на  перевозчика налагается дополнительное взыскание в виде взыскания стоимости перевозимого груза (в отдельных случаях составляющих 1 млрд. руб. и более), при отсутствии его вины.
В соответствии с Правилами и Законом оформление ТТН-1 для списания товарно-материальных ценностей является обязанностью грузоотправителя, а не перевозчика. Следовательно, в случае установления факта отсутствия ТТН-1 при транспортировке груза, к ответственности должен быть привлечен фактический владелец груза, как лицо, нарушившее правила ведения учета товарно-материальных ценностей с возможной мерой ответственности в виде конфискации товара либо его стоимости. И в данном случае налагать обременения на перевозчика за действия третьих лиц является неправомерным.
В связи с этим вызывает вопросы практика применения таможенными органами наложения ареста на транспортные средства в качестве меры обеспечения исполнения наказания, предусмотренного санкцией статьи 12.17. КоАП. Данная статья направлена на тех, кто перевозит грузы контрабандой.  Международные грузоперевозчики перевозят товар официально, а в случае не правильного оформления товаросопроводительных документов грузоотправителем транспортные организации стали заложниками данной статьи. В этом случае состав правонарушения является формальным, а наказание за формальное нарушение предусматривается в размерах, не соразмерных размеру причиненного убытка. В данном случае убытка нет и быть не может, так как все грузоперевозки официально отражаются в первичных учетных документах. В случае выявления ошибок в товаросопроводительных документах таможенные органы выписывают один протокол на грузоперевозчика, по сути могло бы быть выписано 2 протокола на грузоперевозчика и на грузоотправителя.
У грузоотправителя имеются в наличии специальные службы, которые занимаются оформлением товаросопроводительных документов и они ответственности за свои ошибки не несут, а водитель, который получает груз, должен проверить правильность оформления сопроводительных документов, проверить груз и довести его до места назначения, т.е. знать больше, чем соответствующие службы у грузоотправителя. В противном случае будут взысканы штрафные санкции, которые зачастую ставят транспортные организации на колени.
При вынесении своих решений суды не принимают также во внимание положения Директивы  Главы Государства от 31.12.2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», а также статью 8.8. Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях», предусматривающую возможность освобождения юридического лица  от административной ответственности…. если совершенное должностным лицом или иным работником юридического лица административное правонарушение не повлекло причинение ущерба государственной собственности и не связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера.
На основании вышеизложенного, с целью избежания возникновения социальной напряженности в обществе, а также обеспечения совершенствования нормативно-правового регулирования отношений в области автомобильного транспорта, предлагаем следующие изменения и дополнения нормативные правовые акты Республики Беларусь:
1. в части третьей статьи 40 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 года «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 199, 2/1375) после слов «товарно-транспортная накладная» дополнить словами «или CMR-накладная»;
2. в Правилах автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008г. N 970 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 173, 5/27990, 2013, N 5/37540):
пункт 23 изложить в следующей редакции:
«23. Без оформления товарно-транспортной накладной допускается выполнение автомобильной перевозки грузов:
нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, если по условиям соответствующего договора не требуется организовывать их учет путем замера, взвешивания, геодезического замера;
вывозимых за пределы Республики Беларусь, либо поступивших из-за пределов Республики Беларусь до пункта разгрузки, указанного в транспортных документах грузоотправителя. При автомобильной перевозке грузов, поступивших из-за пределов Республики Беларусь,  сопроводительными документами на груз являются авиационная накладная (AWB), составленная в соответствии с Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12 октября 1929 года, железнодорожная накладная (СМГС), предусмотренная Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 года, международная товарно-транспортная накладная "CMR", с приложением счета-фактуры (invoice) и (или) других документов, оформленных грузоотправителем. При автомобильной перевозке грузов, вывозимых за пределы Республики Беларусь, сопроводительными документами являются международная товарно-транспортная накладная "CMR" или индивидуальная накладная, оформленная по примерной форме, утвержденной Министерством транспорта и коммуникаций.»
абзац третий части первой пункта 340 после слов «товарно-транспортную накладную» дополнить словами «(за исключением выполнения международной автомобильной перевозки),».
  На основании вышеизложенного, просим комплексно рассмотреть вышеизложенные проблемы и предложения по изменению  действующего законодательства Республики Беларусь.
Полагаем необходимым также, до принятия вышеназванных проектов нормативных правовых актов, приостановить принятие решений судами Республики Беларусь о конфискации или взыскании стоимости перевозимого груза за ошибки в оформлении товаросопроводительных документов грузоотправителями с перевозчиков грузов.
Просим данные предложения направить во все заинтересованные организации.

С уважением,








Председатель Общественного объединения
Предпринимателей Могилевской области                          Т.Н.Козловская


Тел. 8 (0222)25-88-41, 8(029)345-10-45, 745-10-45


Facebook комментарии