суббота, 4 февраля 2017 г.

Кому бизнес не мил


Почему Беларусь упускает свои возможности
Американская организация Expert Market представила рейтинг самых решительных, настойчивых предпринимателей 130 стран. Методология очень проста: сравнить число новых бизнесов с режимом сложности их открытия. Если в стране люди становятся предпринимателями, открывают бизнесы вопреки правовым, административным и финансовым сложностям, значит, у них в глазах горит огонь творчества в сфере коммерции, появляется острое желание своими руками улучшать свое благосостояние.

БЕДНОСТЬ КАК КАТАЛИЗАТОР

Большинство стран, где дух предпринимательства бурлит и ломает все преграды, не имеют большого ВВП, богатых ТНК, развитой инфраструктуры и состоятельного правительства. Бедность является мощным мотиватором для улучшения жизни себе и своей семье. Поэтому в лидерах мира находятся такие страны, как Ботсвана, Тимор-Лесте, Габон, Белиз и Суринам. В десятку лучших попали также Бразилия, Болгария, Мальта и Хорватия.
Очевидно, равнение на развитые страны Евросоюза также создает мощные стимулы заняться бизнесом. В развитых странах, развращенных иждивенчеством Большим государством, культура предпринимательства притупляется. Как показывают опросы Евробарометра, в развитых странах ЕС лишь 7-12% людей хотели бы попробовать себя в предпринимательстве. Исключением являются скандинавские страны, где тяга к бизнесу остается высокой.
Феномен, когда бедные, неблагополучные и стесненные внешними обстоятельствами люди становятся хорошими бизнесменами, хорошо известен. Все мы знаем много историй, как динамичный, сильный, жаждущий пробиться в жизни молодой человек приезжает в столицу из глубокой провинции. Он пашет, пашет, пашет. Ему не на кого больше рассчитывать. Из семьи и школы он вынес здоровье, физическую силу, смекалку и тягу к знаниям. На этой базе он стремится создать свое благополучие.
Аналогичным образом поступают мигранты из бедных, развивающихся стран в странах развитых. Опросы показывают, что в США иммигранты из Индии, Китая или Кубы за одно поколение переходят в средний класс, если рассчитывают на свои силы, а не на социальные пособия от государства. Если же для иммигрантов существует щедрая сеть материальной и нематериальной помощи, то значительная часть мигрантов превращается в трутней, живущих на welfare.
В этом плане характерно положение Канады. Эта страна попала в топ-15 стран с самыми большими упущенными возможностями. Она заняла унизительное 126-е место. Беларусь тоже вошла в топ-10 стран мира (122) по упущенным возможностям из-за закрепощения предпринимательства. С нами в одной неблагополучной компании оказалась Украина (125), Кыргызстан (121) и Узбекистан (128). Россия оказалась на 78-м месте, Казахстан - на 96-м, Молдова - на 101-м, Литва - на 73-м, Латвия - на 45-м, Эстония - на 52-м, Польша - на 93-м. Рейтинг замыкает Азербайджан. Очевидно, комбинация «большая нефть, авторитаризм, бюрократия» эффективно блокирует желание людей заняться бизнесом.

ПОЧЕМУ БЕЛАРУСЬ В ЛУЗЕРАХ

Советский Союз долго и упорно травил дух предпринимательства в Беларуси. Людям, которые занимались организацией добровольного обмена товарами и услугами, грозила тюрьма и конфискация имущества. Фарцовщики, спекулянты - это как раз были те люди, которые гораздо лучше ЦК КПСС понимали реальный потребительский спрос.
Начало 1990-х гг. стало для них золотым временем, но относительная, хаотичная и не подкрепленная законами свобода продолжалась всего несколько лет. Но и этого хватило, чтобы в Беларуси появились сотни тысяч предпринимателей.
За 25 лет себя в частном бизнесе попробовали более 1 млн. человек. Если бы этих людей не загонять в стойло госплана, госпрограмм, бюрократического импортозамещения, если бы им дать землю, активы и доступ к современным финансовым инструментам, то с высокой степенью вероятности Беларусь была бы такой же благополучной сегодня, как та же Эстония или Польша.

Издержки упущенной выгоды от закрепощения предпринимательства - это не только бегство мозгов и капиталов. Это недополучение десятков миллиардов долларов. В 2016г. ВВП Беларуси составил $47,2 млрд. Будь у нас как в Эстонии, наша страна произвела бы ВВП на $165 млрд.




Ярослав Романчук.

Facebook комментарии