воскресенье, 4 февраля 2018 г.

В Беларуси утверждены изменения в налоговое законодательство на 2018 год

Ожидаемый всеми налогоплательщиками страны Указ Президента от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее – Указ №29) предусматривает ряд корректировок в белорусской налоговой системе на 2018 год. При этом кардинальных новшеств на текущий год не предусмотрено, однако отдельные интересные нововведения в нем все же есть.

Основные нововведения – увеличение критериев для применения упрощенной системы налогообложения (УСН), индексация налоговых ставок в белорусских рублях, вычетов и льгот по подоходному налогу, продление отдельных льгот по НДС и упрощение в ряде случае порядка применения электронных счетов-фактур (ЭСЧФ), установление единого порядка учета курсовых и суммовых разниц в налоговом и бухгалтерском учете. Есть и отдельные изменения, которые могут стать сюрпризом для налогоплательщиков и последствия которых пока не понятны.

После длительных дискуссий, что, возможно, стало одной из причин задержки с принятием Указа, сохранена норма о 60-дневной отсрочке вычета НДС при ввозе товаров из государств, не входящих в ЕАЭС.

Особое внимание налогоплательщикам стоит обратить на новшества, которых не было в проекте указа и которые еще предстоит оценить на практике. При этом есть некоторые опасения, как такие нововведения будут реализовываться. В частности, подп. 2.1 п. 2 Указа № 29 предусмотрено, что в текущем году уплатить налог, сбор (пошлину) за плательщика может иное лицо, которое не вправе требовать возврата (зачета) уплаченного за плательщика налога, сбора (пошлины). А на основании подп. 2.2 п.2 Указа № 29 налоговый орган обязан информировать дебитора плательщика (иного обязанного лица) о принятом им в соответствии со ст. 58 Налогового кодекса (НК) решении о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебитора плательщика (иного обязанного лица) – организации путем направления сообщения в виде электронного документа через личный кабинет плательщика.

И еще одно предупреждение для налогоплательщиков, которое показывает, что не все так просто: при установлении налоговым органом факта представления плательщиком (иным обязанным лицом) – организацией недостоверной информации о наличии дебиторской задолженности взысканная им сумма такой задолженности подлежит возврату дебитору плательщика.

Более 50% субъектов малого и среднего бизнеса сегодня применяют упрощенную систему налогообложения (УСН). Поэтому их, вероятно, обрадует, что критерии валовой выручки, рассчитанной на основе норм главы 34 НК, для применения УСН увеличены сразу на 20% , согласно п.13 Указа N 29 и составят нарастающим итогом с начала 2018 г. не более: 1 851 100 BYN – для применения организациями УСН с уплатой НДС; 202 700 BYN – для применения индивидуальными предпринимателями (ИП) УСН с уплатой НДС либо без уплаты НДС; 1 270 100 BYN – для применения организациями УСН с уплатой НДС либо без уплаты НДС.

А для перехода организаций и ИП на «упрощенку» с 1 января 2019 г. за 9 месяцев валовая выручка должна будет составить у организаций не более 1 391 800, у ИП – 152 000 BYN, а для целей ведения учета в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, – 492 000 BYN.

Напомним, что бизнес-союзы не раз поднимали вопрос о повышении критериев для применения УСН, поскольку в течение нескольких лет они не индексировались и налоговики несколько настороженно относились к этому специальному режиму налогообложения, вводя разного рода ограничения с тем, чтобы предотвратить использование «упрощенки» для минимизации налоговых обязательств. К тому же доля налога при УСН в налоговых доходах консолидированного бюджета увеличивалась значительно более низкими темпами, чем количество субъектов хозяйствования, ее применяющих. Однако поставленная Президентом задача «раскрепостить» малый и средний бизнес, в т.ч. за счет налоговых инструментов все же пересилила эту настороженность.

Практика показала и необходимость упрощения механизма применения ЭСЧФ по НДС. Поэтому на 2018 год Указом № 29 определено, что не надо создавать ЭСЧФ при ввозе на территорию Беларуси товаров, освобождаемых в соответствии с законодательством от НДС, при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, обороты по передаче которых не признаются реализацией или объектом обложения НДС, но отражаются в налоговой декларации на основании ч. 3 п. 24 ст. 107 НК, а также при осуществлении деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, освобождаемыми от НДС.

Конечно, положительным моментом стало и продление Указом № 29 на 10 дней сроков выставления ЭСЧФ на портал в ряде случаев. Так, создавать и направлять ЭСЧФ на Портал плательщики теперь смогут не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится день совершения операции, указанный в ЭСЧФ (было – не позднее 10-го числа такого месяца), в случаях, не требующих в соответствии со ст. 1061 НК их выставления покупателю, а также при ввозе товаров на территорию Беларуси, при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на ее территории у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство и не состоящих в связи с этим на учете в наших налоговых органах.

С 1 января введены новые стандартные вычеты по подоходному налогу и новые размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога, которые увеличены несколько выше прогнозируемого уровня инфляции. Так, стандартный вычет на работника по месту основной работы составит 102 BYN в месяц, если его доход не превысит 620 BYN, вычет на одного ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца установлен в размере 30 BYN, а для вдов (вдовцов) одиноких и приемных родителей и опекунов – 57 BYN. Доходы, получаемые от профсоюзных организаций их членами, не будут облагаться подоходным налогом, если они не превысят 370 BYN в год, отдельные виды доходов, не связанные с оплатой труда, например, материальная помощь от организаций и ИП, являющихся местом основной работы, в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях, – 1847 BYN и т.п.

Ставки акцизов Указом №29 увеличены не с 1 января т.г., а с 1 февраля практически на все виды подакцизной продукции. Однако размеры такого увеличения очень дифференцированы. Так, на спирты ставки акцизов увеличены на 3,4%; вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальной технологии, слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2% и менее 7% , вина с объемной долей этилового спирта от 1,2% до 7%, – на 3,5%; вина натуральные, в т.ч. игристые, шампанские, газированные и шипучие – на 3,75%; сидры (за исключением сидров фруктово-ягодных) – на 4,5% , вина и сидры фруктово-ягодные – на 7,7%. А вот акцизы на пиво вообще не изменились.

На сигареты рост акцизов с 1 февраля составит 7,5%. При этом плательщики акцизов в течение 5 календарных дней после официального опубликования Указа № 29 должны представить в инспекции МНС по месту своей постановки на учет уведомления о максимальных розничных ценах на сигареты с фильтром, подлежащих применению с этой даты.

На газ углеводородный сжиженный, используемый в качестве автомобильного топлива марки ПТ, БТ и иных марок, газ природный топливный компримированный, используемый в качестве автотоплива, ставки акцизов также возросли не столь значительно – на 3,5%, на автомобильный бензин, дизтопливо и судовое топливо – на 5%.

Обратим внимание, что на основании норм Указа № 29 налоговая база земельного налога на 1 января 2018 г. для исчисления и уплаты земельного налога в текущем году будет определяться по видам функционального использования земель для общественно-деловой и производственной зон – в белорусских рублях путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Нацбанка, установленному на 1.01.2016 г., и проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2017 и 2018 годы, а для жилой многоквартирной, жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон – в белорусских рублях на дату кадастровой оценки таких зон.

Указом № 29 также утверждены ставки земельного налога на земли сельхозназначения, средние ставки земельного налога по районам Беларуси, ставки экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Кроме того, введены новые базовые ставки единого налога для индивидуальных предпринимателей по видам деятельности и регионам.

Автор публикации: Валерия ГЕРАСИМОВА


Facebook комментарии