среда, 1 июня 2016 г.

Вернем рост и раскрепостим инициативу

Прошлая неделя выдалась урожайной на дискуссии по вопросам будущего отечественной экономики страны. В преддверии принятия программы социально-экономического развития на 2016–2020 гг. высшие должностные лица государства высказали свое мнение о текущей ситуации и путях выхода из нее.

Главной задачей видится возобновление темпов роста экономики. Цели здесь должны быть «реальные, но амбициозные», заявил Президент Александр Лукашенко 26 мая на совещании по проекту основных положений Программы социально-экономического развития Беларуси на 2016–2020 годы.

 По его мнению, за предстоящую пятилетку необходимо не только восстановить утраченное, но желательно остаться в тренде мировой экономики, науки и прогресса. По мнению главы государства, «мы не должны отстать, потому что у нас есть все для того, чтобы прирастать каждый год».

Одной из стратегических целей провозглашается выход «на устойчивую траекторию экономического роста хотя бы на уровне среднемирового: 2,5–3,5% в год». После прошлогоднего обвала и не слишком удачных результатов I квартала т.г. такие прогнозы могут показаться слишком смелыми. На самом же деле, это весьма скромные цифры. Их было бы достаточно для любой развитой страны. Но большинство авторитетных экономистов и международных организаций полагают, что странам с формирующимся рынком, чтобы не оказаться вечно отстающими, требуется расти вдвое быстрее, чем мы планируем сейчас.

Прирост ВВП на 10–15%, экспорта – на 20–25%, реальных располагаемых доходов населения – на 9,5–11% и производительности труда – на 11–15% за пятилетку в лучшем случае позволит вернуться к уровню 5-летней давности. При этом возникает множество вопросов, ответы на которые обещается найти на V Всебелорусском народном собрании. Надо полагать, там расскажут, как восстановить уровень инвестиций, экспорта и занятости, создать рабочие места и развязать узлы неплатежей, куда продавать продукцию и как снижать инфляцию, а главное – какие инструменты для этого нужны. При этом есть одно существенное ограничение. «Не нужно давать излишне пессимистичные оценки, по инерции скатываясь на уровень прошлых лет, – потребовал Президент на совещании. – Никакого пессимизма!».

Традиции и новации

По-видимому, правительство в основном готово следовать этой установке. Так, премьер-министр Андрей Кобяков после совещания сообщил журналистам, что механизмы для инвестиций останутся традиционными. «Прежде всего, максимальное вовлечение собственных средств предприятий. И соответствующее совершенствование параметров денежно-кредитной политики, – пояснил глава Совмина. – Макроэкономическая стабилизация должна привести к тому, что к концу пятилетия ставки по кредитам, в т.ч. выдаваемым, должны быть на уровне 10–12%, а инфляция в стране – на уровне 5% в 2020 году».

Власти согласны на любой ассортимент механизмов привлечения капитала, лишь бы они давали максимальный эффект. Со своей стороны, госпредприятия должны в максимальной степени эффективно проводить инвестирование, ориентируясь на финансовый результат, считает А.Кобяков. Он напомнил об уходе от доведения валовых показателей по отраслям и заявил, что рыночные инструменты должны в максимальной степени эффективно использоваться: «человек должен быть свободным в рыночной экономике и иметь возможность приложить силы, талант и те средства, которые у него есть, чтобы сделать свою жизнь лучше».
Остается уточнить, с какого момента белорусская экономика будет считаться рыночной (т.е. такой, где влияние государства минимально). Пока же А.Кобяков призвал уходить от привязки прогноза доходов граждан к долларовому эквиваленту.
«Цифры еще будут уточняться. Думаю, что у нас общество уже поняло, что от этих показателей в долларовом эквиваленте необходимо уходить. Не в том плане, что у нас там что-то не получилось, – пояснил премьер-министр. – А просто это не всегда справедливо и не совсем точно с точки зрения экономической науки».

Иными словами, прежние долларово-зарплатные обещания лучше не вспоминать. Теперь глава правительства пообещал «выверенный абсолютно поступательный, последовательный и достойный рост» заработков и доходов населения, размер которых уточнят попозже.

Стабильность vs рост

Выступая 27 мая на совместном заседании обеих палат парламента, первый заместитель премьер-министра Василий Матюшевский признал, что экономические условия в текущем году еще сложнее, чем в прошлом. Из-за неустойчивости на сырьевых рынках экспорт упал на 16,7%, что существенно сократило доходы бюджета. Тем не менее правительство заверяет, что принимаемые меры позволят экономике начать расти уже во II полугодии т.г. Экономическая политика на среднесрочную перспективу строится на 3 базовых условиях, сообщил В.Матюшевский: обеспечение макроэкономической сбалансированности (что подразумевает снижение инфляции и процентных ставок), наращивание золотовалютных резервов и бездолговое финансирование платежного баланса.

Для этого нужно решить ряд задач: повысить эффективность предприятий и отраслей, использования ресурсов, добиться снижения затрат и т.п. В частности, правительство стремится изменить систему оказания господдержки, обещая выделять ее лишь тем, кто сможет принести соответствующую отдачу. 

К сожалению, на практике власти продолжают финансировать ранее начатые проекты, по которым запланированный результат никак не достигается. Исправить положение пытается «клуб кредиторов», в рамках которого чиновники и банкиры борются с проблемными долгами 106 стратегических предприятий. Но пока идет балансировка их денежных потоков и изыскиваются возможности снижения затрат и реструктуризации кредитов, аналогичные проблемы возникают у контрагентов «клубных» предприятий. А потому долговая тема все чаще ассоциируется с судебными спорами и банкротством.

Почему-то в правительстве уверены, что сократить зависимость от кредитов реальному сектору экономики поможет внедрение инструментов корпоративного управления. Предполагается, что это позволит предприятиям активно использовать ценные бумаги для финансирования своей деятельности. В качестве примера таких усилий В.Матюшевский привел планы передачи в управление Банку развития 9 организаций деревообработки и создания из них холдинга. Об успехах подобных экспериментов в других отраслях заместитель премьер-министра умолчал. Депутаты тоже тактично воздержались от выяснения масштабов синергического эффекта ранее созданных холдингов.

Впрочем, гораздо важнее другой тезис. В.Матюшевский признал, что при нынешнем состоянии экономики, находящемся на уровне пессимистичного прогноза, нет простых решений. Требуется системная и долгая работа. Но парламентариев, судя по заданным ими вопросам, терзают сомнения насчет способности правительства с ней справиться. Их беспокоит громоздкость и неразворотливость госаппарата, постоянное запаздывание с принятием решений, которые, как отметила депутат Валентина Леоненко, «порой принимаются в угоду сиюминутной выгоде, которая в перспективе оборачивается финансовыми потерями для страны». Ее коллег также беспокоят проблемы роста долгов и безработицы, состояние малого бизнеса и инвестиций, коммунальных тарифов и экспорта, амнистии капитала и распределения бюджетных средств. Показатели в каждой из этих сфер выглядят весьма тревожно.

Но, как заявил В.Матюшевский, «показатель – это некий ориентир, по которому мы ведем дискуссию с обществом». Например, для решения проблем занятости нужны «условия для создания большого числа высокоэффективных хорошо оплачиваемых рабочих мест». Решение вопроса видится в раскрепощении инициативы, полагает замглавы правительства.

Разыскивается раскрепощение

Такого же мнения придерживается председатель Совета Республики Михаил Мясникович. В интервью на телеканале «Беларусь-1» он заявил, что одним из элементов такого раскрепощения может стать освобождение малых и средних производственных предприятий, созданных в 2016–2017 гг., на 2 года от всех налогов, кроме обязательных страховых платежей. Такое решение (очень похожее на простое) поразительно напоминает шаги, предпринимавшиеся в 1920–1924 гг. и 1989–1991 гг. в попытках совместить социалистическую экономику с частным предпринимательством. В обоих случаях оказалось, что остаться может только один.

Раскрепощение тянется уже вторую пятилетку (с принятия Директивы № 4), но теперь на него особый спрос. По мнению М.Мясниковича, «нужны новая экономика, новые предприятия. Для этого нужны инвестиции, но реально их нет. Бюджет не может их себе позволить, прибыли у действующих предприятий нет. По расчетам правительства, дефицит оборотных средств оценивается в 8,4 млрд. USD. Этих средств также нет. Обеспечить это можно только за счет активного развития частного сектора и новых предприятий. Не только малых и средних, и преимущественно – производственных».

По-видимому, власти уверены, что раскрепощение деловой инициативы достаточно быстро монетизируется в сумму, способную покрыть дефицит «оборотки», обеспечить финансирование новых высокотехнологичных отраслей и спасение старых от банкротства. Может, останется даже на поддержание имиджа социального государства.
Автор публикации: Анна МОРОЗ


Facebook комментарии